Илья Машков. Здоровый, крепкий живописец

        18 августа 2012 года

     Машков Илья Иванович. Родился в станице Михайловская Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области) в 1881 году.

 После окончания трех классов приходской школы Илья Машков был отдан «в люди», служил «мальчиком» в лавках и магазинах в близлежащей станице Филоновской и в уездном городе Борисоглебске. Но после знакомства с учителем из художественной гимназии,  уволившись от хозяина, Машков готовится поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Уже будучи студентом МУЖВЗ, посещает Санкт-Петербург в 1907 году, Илья потрясен полотнами Эрмитажа. В 1908 большое влияние на Машкова оказывает поездка по Европе.

Портрет В.П.Виноградовой. 1909 г.

Портрет В.П.Виноградовой. 1909 г.

 

Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913 г.

Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913 г.

 

  В училище Машков знакомится с П.П.Кончаловским, М.Ф.Ларионовым, А.В.Лентуловым, Р.Р.Фальком, В.В.Рождественским, А.В.Куприным, которые выводят художника на путь творческих экспериментов. С 1910 Машкова исключают из училища и том же году участвует в выставке «Бубнового валета». Основной задачей «бубновалетовцев» было спустить искусство с неба на землю. Приземлить тематику образов навязываемых студентам всех передовых художественных учебных заведений.

Портрет поэта. 1910 г.

Портрет поэта. 1910 г.

Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910 г.

Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910 г.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910 г.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910 г.

Хлебы. 1912 г.

Хлебы. 1912 г.

Натюрморт. Рыбы. 1910 г.

Натюрморт. Рыбы. 1910 г.

Три сестры на диване. 1911 г.

Три сестры на диване. 1911 г.

 

Вид Москвы. Мясницкий район. 1912-13 г.

Вид Москвы. Мясницкий район. 1912-13 г.

Новодевичий монастырь. 1912 - 13 гг.

Новодевичий монастырь. 1912 - 13 гг.

 Портрет художника А.И.Мильмана. 1917 г.

Портрет художника А.И.Мильмана. 1917 г.

    1917 год — переломный для «Бубнового вальта». Часть «валетовцев» эмигрирует, а остальные находят родство в идеях большевиков. Машков остаеться в «советах». В поисках новых тем в 1920-е и 1930-е годы он совершает поездки в Крым, на Кавказ, пишет жизнерадостные сцены отдыха трудящихся («Ливадийский крестьянский курорт» 1925), виды Артека («Артек» 1934). В эти годы художник создает галерею графических портретов своих современников: рабочих, крестьян, общественных деятелей, пионеров.

Снедь московская. Хлебы. 1924 г.

Снедь московская. Хлебы. 1924 г.

 

Грузия. Казбек. Шат-гора и аул. 1920-е.

Грузия. Казбек. Шат-гора и аул. 1920-е.

 

Крым. Парк в Алупке. 1923 г.

Крым. Парк в Алупке. 1923 г.

 

 Артек. Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.

Артек. Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.

Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.

Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.

 ЗАГЭС. 1927 г.

ЗАГЭС. 1927 г.

 

Привет XVII съезду ВКП(б). Около 1934 г.

Привет XVII съезду ВКП(б). Около 1934 г.

 

Советские хлебы. 1936 г.

Советские хлебы. 1936 г.

    В 1930 году Машков приезжает в родную Михайлоиекую-на-Хопре. Он был потрясен увиденным: кругом разруха, нищета, идет раскулачивание, выселение… Приняв метод «социалистического реализма», Машков теперь по-социалистически решает возродить когда-то цветущую жизнь в станице: в одной ш двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры.

    По воспоминаниям краеведа Б. Лашилина, «…были отремонтированы два национализированных у служителей культа дома под кружки — изобразительного искусства, драматический, музыкальный и сельскохозяйственный. Комсомольцы и молодежь писали лозунги, выпускали «боевые листки», в которых отмечали передовиков, высмеивали и разоблачали кулаков, подкулачников, лодырей и хулиганов.

Например, однажды появилось такое объявление: «Граждане! Предлагаем приходить в культурный очаг на занятия, кружки, ячейки, в дом — кинотеатр чисто одетыми, побритыми, с вымытыми дочиста лицом и руками, в чистой обуви и вести себя как подобает советскому гражданину». По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина. В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.

 Девушка на табачной плантации. 1930 г.

Девушка на табачной плантации. 1930 г.

Площадь в станице Михайловской. 1933 г.

Площадь в станице Михайловской. 1933 г.

Колхозница с тыквами. 1930 г.

Колхозница с тыквами. 1930 г.

    Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют «абрамцевским».

Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939 г.

Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939 г.

 Малинка. 1939 г.

Малинка. 1939 г.

Натюрморт с персиками. ок. 1939 г.

Натюрморт с персиками. ок. 1939 г.

 Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики.  1939 г.

Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики. 1939 г.

Черешня. 1939 г.

Черешня. 1939 г.

    Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290.

Портрет. 1943 г.

Портрет. 1943 г.

20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы.

ARTeveryday.org Абстракционизм Авангард Австралия Австрия Академизм Акварель Акционизм Альбом Ампир Англия Античность Арт Деко Арт Нуво Атлас Барокко Белоруссия Бельгия Бубновый валет Бумажная архитектура Викторианский стиль Витраж Возрождение ГДР Гавайи Германия Голландия Город Готика Гравюра Графика Греция Грузия Декоративная живопись Документальное кино Европа Еноты Зарисовка Импрессионизм Интернациональный стиль Интерьер Инфографика Испания Италия Каллиграфия Канада Карикатура Карта Каталог Классицизм Книга Ковка Колористика Комикс Компьютерная графика Конструктивизм Корея Короткометражка Крым Литография МУЖВЗ Магический Реализм Марина Меццо-тинто Мифология Модерн Модернизм Музыкальный клип Мультфильм Натюрморт Неогреческий стиль Неоимпрессионизм Неоклассицизм Неомодернизм Неоромантика Нидерланды Новая Романтика Нью-Йоркский стиль Органическая архитектура Орнамент Открытка Панно Пейзаж Пиктореализм Плакат Польша Поп-арт Портрет Постимпрессионизм Прерафаэлитизм Псевдоромантический стиль Реализм Реклама Ренессанс Ретро Рисунок Рококо Россия Русский модерн СССР США Символизм Суми-э Сюрреализм Текстиль Типографика Украина Учебник Фантастика Феодосия Фотография Франция Фэнтези Хромолитография Чертёж Чехия Швейцария Швеция Шелкография Шотландия Эклектика Экслибрис Экспрессионизм Экстерьер Энциклопедия Япония