Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец

        2 ноября 2009 года
Автопортрет. Начало 1900-х | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Автопортрет. Начало 1900-х

Кол-во 240 | Формат JPG | Разрешение 1000+ по б.с.| Размер 36,56 Mб

Поленов Василий Дмитриевич (1844–1927), русский художник и деятель театра. Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств. Еще не выработавший свой стиль Поленов, получает массу впечатлений от посещения Европы и сделав множество этюдов и зарисовок окончательно склоняеться к пейзажному жанру.

Искусственность есть, по моему мнению, один из злейших врагов искусства. Поленов В.Д.

Гугенот. 1870 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Гугенот. 1870 г

В 1877 году возвращаеться в Санкт-Питербург, а в 1878 году исполняет свой давний замысел — переезд в Москву. В Москве принялся за создание картин «пейзажного, бытового жанра», вдохновляемый пришедшейся ему по сердцу старой Москвой. Параллельно с этим Поленов начал работать над этюдами к картине «Пострижение негодной царевны», замысел которой возник у него еще в Петербурге (в начале 1877 г.). Замысел этот не был осуществлен, но зато в связи с ним Поленовым было создано несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих к числу лучших творений художника первого года его жизни в России по возвращении из-за границы («Золотая царицына палата. Окно», «Верхнее золотое крыльцо», «Успенский собор. Южные врата», «Теремной дворец»,»Выход из покоев на золотое крыльцо»). Мастерство пленэрной живописи, проявленное Поленовым в кремлевских этюдах, это пейзажное восприятие архитектуры позволило художнику несколькими месяцами позже создать замечательный пейзажный образ старой Москвы — «Московский дворик». «Московский дворик» — первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал.

Дом из путешествия по Германии. 1872 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Дом из путешествия по Германии. 1872 г

В дальнейшем Поленову предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за «Московским двориком» произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства — картинах «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». В эти годы Поленов окончательно определяеться в жанре своих работ. Но в марте 1881 года Поленова постигло глубокое горе — умерла его любимая сестра Вера Дмитриевна Хрущова, которая перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «серьезно» работать, то есть писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница».

Зима в Риме. 1872 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Зима в Риме. 1872 г

Осенью 1881 года он отправляеться в Египет, Сирию и Палестину, это путешествие продлиться до марта 1882 года. Из священных мест Василий Дмитриевич привезет множество этюдов и зарисовок, которые потом лягут в основу целого цикла картин про жизнь Христа. Своеобразным отчетом художника о путешествии, о всех увиденных и поразивших его достопримечательностях явились этюды, исполненные во время поездки. Они были показаны на Передвижной выставке 1885 года и прямо с выставки приобретены Третьяковым.

Итальянский пейзаж с крестьянином. 1874 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Итальянский пейзаж с крестьянином. 1874 г

Путешествие на Восток дало Поленову богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей. Все это, несомненно, помогло в дальнейшем Поленову представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины. Картина была выставлена на XV Передвижной выставке 1887 года. Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции, опередив в этом Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины. После этого преобретения, все критики тут же прекратили все дебаты «о невозможности изображения Христа в столь неканоническом виде».

Нормандский берег. 1874 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Нормандский берег. 1874 г

Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов Поленову удавалось заниматься только урывками — полотно «Христос и грешница» в течение долгих лет поглощало все внимание художника, поэтому большая часть пейзажей 80-х годов была создана либо в начале этого периода, до увлечения работой над картиной, либо в конце его, по ее завершении.

Ливень. 1874 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Ливень. 1874 г

В 1890 году Поленов покупает имение «Бехово» на берегу Оки, где строит дом с мастерскими для друзей. Исполнив давнее желание, поселиться на природе, в Поленове снова просыпаеться пейзажист. Среди пейзажей Поленова этого периода заметное место занимают изображения русской деревни. Первые картины Поленова с изображением русской деревни исполнены в том же пейзажно-бытовом жанре, что и картины «Московский дворик», «Бабушкин сад». Постепенно люди начинают исчезать из пейзажей Поленова, но последние некоторое время все еще носят на себе следы их повседневной жизни и деятельности, и только в эпоху 90-900-х годов «чистая», нетронутая природа окончательно утверждается в пейзажной живописи Поленова. Вместе с этим, естественно, обрывается и тема русской деревни. Но самым любимым временем года Поленова в эту пору все-таки является золотая осень. Ее красоту он сумел передать, как никто другой в русском искусстве. Вслед за картиной «Осень в Абрамцеве» Поленов создает большое полотно, которое так и называет — «Золотая осень».

Право господина. 1874 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Право господина. 1874 г

Со второй половины 90-х годов занятия пейзажной живописью все больше начинают отходить на второй план, вытесняемые новым серьезным замыслом Поленова — его циклом картин из жизни Христа. Второе путешествие на Восток было предпринято в 1899 году. Путь лежал через Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. В Иерусалиме был снаряжен караван на Тивериаду, Тир, Сидон, Бейрут. Бейрут был конечным пунктом путешествия. Посетив места, которые евангельская легенда связывает с именем Христа, Поленов собрал большой этюдный материал для своего евангельского цикла. Написание картин шло успешно. В 1909 году огромный труд по созданию цикла «Из жизни Христа» был завершен. Как и в прежних своих картинах на евангельские темы, Поленов рассматривает Христа как реально существовавшую историческую личность и потому совершенно не изображает в своем цикле «Из жизни Христа» приписываемых ему чудес. При этом Поленов стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события», — писал Поленов о своем цикле Л. Толстому.

Одалиска. 1875 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Одалиска. 1875 г

Особый раздел творчества художника составляет его деятельность в театре. Увлечение Поленова театром и работа над формлением спектаклей начались буквально с первых шагов его самостоятельного творчества. Есть еще одна область общественной деятельности, в которую Поленовым был внесен большой и значительный вклад. Это — его преподавательская работа или, вернее, воспитание им молодого поколения художников, ибо преподаванием основ профессионального мастерства не исчерпывается роль Поленова-педагога. Из его мастерской вышли такие замечательные колористы, как К. Коровин, Левитан, Архипов, Головин и ряд других. Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки. Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.

Золотая царицина палата. 1877 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Золотая царицина палата. 1877 г


Теремной дворец. Наружный вид. 1877 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Теремной дворец. Наружный вид. 1877 г


Московский дворик. 1878 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Московский дворик. 1878 г


Бабушкин сад. 1878 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Бабушкин сад. 1878 г


Заросший пруд. 1879 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Заросший пруд. 1879 г


Источник девы Марии в Назарете. 1882 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Источник девы Марии в Назарете. 1882 г


Константинополь. 1882 г

Константинополь. 1882 г


Мечеть Омара. Харам-эш-Шериф. 1882 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Мечеть Омара. Харам-эш-Шериф. 1882 г


Портик кариатид. Эрехтейон. 1882 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Портик кариатид. Эрехтейон. 1882 г


Христос и грешница. 1888 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Христос и грешница. 1888 г


Воря. 1882 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Воря. 1882 г.


Пруд в Абрамцеве. 1883 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Пруд в Абрамцеве. 1883 г


Русская деревня. 1889 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Русская деревня. 1889 г


Осень в Абрамцеве. 1890 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Осень в Абрамцеве. 1890 г


Осень золотая. 1893 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Осень золотая. 1893 г


За кого меня почитают люди. 1890 - 1909 гг | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

За кого меня почитают люди. 1890 - 1909 гг


Возвестила радость плачущим. 1899 - 1909 гг | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Возвестила радость плачущим. 1899 - 1909 гг


Решили идти в Иерусалим. 1899 - 1909 гг | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Решили идти в Иерусалим. 1899 - 1909 гг


Привели детей. 1890 - 1900-е гг | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Привели детей. 1890 - 1900-е гг


Палестина. Нагорная проповедь. 1890 - 1909 гг | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Палестина. Нагорная проповедь. 1890 - 1909 гг


Мечты (На горе). 1890 - 1900-е гг | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Мечты (На горе). 1890 - 1900-е гг


Яков и Иоанн. 1890 -1900-е гг | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Яков и Иоанн. 1890 -1900-е гг


Был в пустыне. 1909 г | Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец | ARTeveryday.org

Был в пустыне. 1909 г

Кол-во 240 | Формат JPG | Разрешение 1000+ по б.с.| Размер 36,56 Mб

Скачать подборку репродукций можно по ссылке Depositfiles

Fatal error: Uncaught exception 'MongoConnectionException' with message 'Failed to connect to: 91.214.249.6:27017: Connection refused' in /var/www/arteveryday/warehouse/lib/vendor/vendor/doctrine/mongodb/lib/Doctrine/MongoDB/Connection.php:102 Stack trace: #0 /var/www/arteveryday/warehouse/lib/vendor/vendor/doctrine/mongodb/lib/Doctrine/MongoDB/Connection.php(102): MongoClient->__construct('mongodb://91.21...', Array) #1 /var/www/arteveryday/warehouse/lib/vendor/vendor/doctrine/mongodb/lib/Doctrine/MongoDB/Connection.php(283): Doctrine\MongoDB\Connection->Doctrine\MongoDB\{closure}() #2 /var/www/arteveryday/warehouse/lib/vendor/vendor/doctrine/mongodb/lib/Doctrine/MongoDB/Connection.php(103): Doctrine\MongoDB\Connection->retry(Object(Closure)) #3 /var/www/arteveryday/warehouse/lib/vendor/vendor/doctrine/mongodb/lib/Doctrine/MongoDB/Connection.php(251): Doctrine\MongoDB\Connection->initialize() #4 /var/www/arteveryday/warehouse/lib/vendor/vendor/doctrine/mongodb-odm/lib/Doctrine/ODM/MongoDB/DocumentManager.php(307): Doctri in /var/www/arteveryday/warehouse/lib/vendor/vendor/doctrine/mongodb/lib/Doctrine/MongoDB/Connection.php on line 102